Прокуратура разъясняет
Прокуратурой Унцукульского района проведена проверка исполнения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях района.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Закон № 120-ФЗ) организации, осуществляющие образовательную деятельность, являются частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики).
Работа указанных организаций, согласно п. 2 ст. 2 Закона № 120-ФЗ, должна строиться на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Поскольку организации, осуществляющие образовательную деятельность, входят в систему профилактики, они должны осуществлять работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (далее - индивидуальная профилактическая работа).
Положения подп. 2 и 3 п. 2 ст. 14 Закона № 120-ФЗ конкретизируют полномочия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в данной сфере. Так, на указанные организации Законом возложены полномочия по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, и принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования, а также по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.
При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 ст. 5 Закона №120-ФЗ, который дает право организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в п. 1 и 2 ст.5 Закона №120-ФЗ.
Например, индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними, допускающими неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Также индивидуальная профилактическая работа может проводиться с несовершеннолетними обучающимися, имеющими риски отчуждения от образовательной деятельности в связи с неуспеваемостью по учебным предметам, не посещающими или систематически пропускающими занятия без уважительных причин.
В данном случае целью проведения индивидуальной профилактической работы является необходимость предупреждения правонарушений либо оказание психолого-педагогической, социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних обучающихся.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в МКОУ «Унцукульская СОШ №1» работа по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, и принятию мер по их воспитанию и получению ими общего образования, а также по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей организована не на должном уровне.
Информации о несовершеннолетних, систематически пропускающих занятия, не анализируется, не проводится профилактическая работа с детьми, не выясняются причины пропусков. Администрацией МКОУ «Унцукульская СОШ №1» крайне редко направляются соответствующие информации в ПДН ОМВД России по Унцукульскому району и другие органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем, на заседаниях КДН и ЗП Унцукульского района РД за 2024 год рассмотрено 40 дел об административном правонарушении.
Данный факт свидетельствует о низком уровне профилактической работы, направленной на защиту прав несовершеннолетних и профилактику совершаемых несовершеннолетними правонарушений, что является недопустимым.
Выявленные нарушения требований действующего законодательства недопустимы и стали возможными по причине ненадлежащего исполнения должностными лицами МКОУ «Унцукульская СОШ №1» своих служебных обязанностей, а также отсутствие контроля со стороны руководства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона
от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Прокурор района
советник юстиции А.М. Маликов
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.