«Душа Дагестана» - в работах унцукульского мастера…
Насечка по дереву стала делом всей его жизни. Магомедали Магомедалиев – один из самых лучших мастеров Унцукуля, инкрустирующих дерево. Человек терпеливый, общительный, и, безусловно, очень талантливый. Искусство, о котором еще Ленин говорил, что оно не должно угаснуть, стало визитной карточкой не только самого Унцукуля, но и всего Унцукульского района и Дагестана,и является особенным, неповторимым, редким и оригинальным видом искусства во всем мире.
Вот уже 25 лет Магомедали Магомедалиев работает на Унцукульской художественной фабрике, некогда являвшейся гордостью всего Унцукульского района. С его легкой руки обычный кусок дерева превращается в волшебной красоты трости, вазы, чернильные приборы, солянки, шкатулки. Сегодня искусство унцукульских мастеров, как и прежде, востребовано, но интерес к нему постепенно угасает: все хотят «легких» денег, поясняет нам мастер, а инкрустация по дереву – дело не простое. Тут требуются усидчивость, большое терпение и огромная любовь к насечке по дереву. Зато результат, как правило, радует глаз, и приносит неплохую прибыль.
Совсем недавно герой нашего интервью стал лауреатом государственной премии «Душа Дагестана» в номинации «Лучший мастер» и намерен завоевать звание «лучшего» на следующем этапе федерального уровня. О том, как сегодня работается унцукульским мастерам, какое будущее ждет искусство, о любви иностранных туристов к унцукульским изделиям и многом другом – в нашем интервью.
- Сколько лет Вы занимаетесь своим любимым делом? Как все началось?
- Это было в классе 8 или 9-м. Тогда моя старшая сестра работала на художественной фабрике и приносила работу домой. Однажды мне стало интересно, и я решил попробовать постучать по вазе молотком. Постепенно я научился этому ремеслу. И вскоре начальник цеха уже и не отличал, где работы моей сестры, а где мои. Потом, когда я окончил школу, мой друг Гусейн посоветовал мне пойти работать на фабрику, где работал и его дедушка. И вот с 1991 года я работаю там. Это стало делом всей моей жизни. Три первых месяца мы с другом работали подмастерьями у Магомаева Абдулы. Помню первое задание – поставить рукоятку на трость. Я тогда подумал, что мне никогда не осилить эти 12 операций, которые предстояло выполнить вручную! Но за три месяца мы обучились искусству унцукульских мастеров, и вскоре стали мастерами. Вот уже 25 лет я работаю на фабрике.
- Не было желания бросить этот кропотливый труд и заняться чем-нибудь другим?
- Если честно, нет. Это дело у меня уже в крови… У меня есть и высшее образование, я окончил факультет государственной муниципальной службы Северокавказского филиала академии государственной службы при президенте РФ по специальности «менеджер на предприятии». Но работе по специальности я предпочитаю свое хобби, свое любимое занятие.
- Вы работаете на фабрике, некогда являвшейся «визитной карточкой» Унцукуля. Как обстоят сегодня дела на фабрике?
- Сегодня на фабрике удручающее положение. Мастеров осталось мало. Я – единственный мужчина-мастер на фабрике, помимо меня работает еще несколько женщин. Жалко, что такое искусство угасает. А ведь сегодня эти изделия востребованы, есть спрос на них. Но среди молодежи нет особого интереса к этому ремеслу. Нет средств на их обучение, нет нового современного оборудования, станков. Все устарело. Наши станки на фабрике – мои ровесники. Сегодня фабрике очень нужна государственная поддержка.
- А молодежь Унцукуля вообще проявляет интерес к искусству предков? Хотя бы в виде бизнеса на дому?
- Есть и такие, которые проявляют большой интерес. У меня, например, есть ученик, которого я научил ремеслу. Но в основном молодежь хочет «легких» денег, заработать быстро и легко. А на этом деле быстро не заработаешь: нужны усидчивость, терпение и желание работать.
- А ремесло это вообще прибыльное?
- Да, конечно. Для меня ведь это не только хобби, но и мой заработок, на который я содержу семью. Есть спрос на изделия, у меня бывает много заказов. Например, на прошлой неделе у меня были клиенты со штата Алабама и штата Колорадо. Майкл Смитт с Колорадо - мой давний клиент. Он хорошо знаком с унцукульскими изделиями. Недавно он привел еще одного американца с Колорадо, который заказал 16 наименований изделий. Они сняли про меня и хороший видеоролик. Есть клиенты, которые живут в Нальчике и приглашают туристов на Эльбрус. Приезжают туристы из Америки, знакомятся с унцукульскими изделиями и по их желанию им организуют даже поездку в Унцукуль, где они смогут познакомиться со всем процессом инкрустации по дереву.
- Какие изделия пользуются большей популярностью и что ценят ваши клиенты, в частности, иностранцы, в унцукульских изделиях?
- Самой большей популярностью пользуются мелкие изделия: солонки, карандашницы, подсвечники, пиалы, чашки. Но трость – это визитная карточка унцукульских мастеров. Ее берут все. Также на подарок гостям и государственным деятелям часто заказывают напольные вазы с гербами и чернильные приборы. Больше всего клиенты ценят качество дерева и ручную работу. Также часто просят обмазать изделие пчелиным воском изнутри, чтобы оно было не просто декоративным украшением, но и практичной вещью. После покрытия можно в изделие наливать воду, мед, класть фрукты.
- Сколько времени отнимает у профессионала работа над отдельным изделием, например, средней вазой?
- Сперва мы сушим дерево и этот процесс может занять месяц, полтора.А если это большая напольная ваза, то и полтора года. После этого отдаем женщинам на инкрустацию, они по своей фантазии рисуют узоры, наносят орнаменты, потом идет полировка, покраска и лакировка. Последнее тоже занимает в среднем неделю. Примерно месяца полтора нужно на среднее изделие. На маленькое и двух недель хватает. А на крупные изделия уходит минимум полтора года.
- У вас очень много наград и грамот. Какие запомнились больше всего?
- У меня есть Почетная грамота министерства культуры РД, есть Почетная грамота Главы РД Рамазана Абдулатипова. А вот недавно я стал лауреатом премии «Душа Дагестана» в номинации «лучший мастер». Есть такая же награда и федерального уровня, будем стараться получить ее.
- Желаем Вам успехов в этом деле и в вашей профессии!
- Спасибо. Хочу пожелать, чтобы такое искусство действительно никогда не угасло, чтобы молодежь тянулась к нему и чтобы красивые старинные орнаменты ожили в руках молодых, талантливых мастеров Унцукуля.
Читайте также:
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.