Шейх Гази Мухаммад аль-Авари ад-Дагистани.
Это известный шейх, выдающийся ученый, воин (муджахид) на пути Аллаха, аль-Гази Мухаммад сын Исмаиля аль-Авари аль-Хузали. Его отец был из села Гимры, потом переселился в село Унсоколо (Унцукуль) и поселился там. Там у него и родился шейх Мухаммад. А когда он подрос и достиг совершеннолетия, он вступил к изучению знаний и наук. И учился он перед известными учеными как «аль-Алляма» - выдающийся ученый известный как «аль-Харакани» и другие. И стал он ученым, превосходным исследователем. После этого он возвратился в село своего отца в «Гимры» и стал там имамом и почетным (человеком). Там он стал преподавать мух1ссилинам (добываемым знания) и (стал) приносящим пользу талибинам (ищущим знания), до того (то есть он достиг до такого почета), что вокруг него собралось большое количество (ищущих знания) и среди них, среди его учеников был Шейх Шамиль Афанди (Имам Шамиль).
Когда они услышали о Шейхе Мухаммад аль-Яраги, шейхе Накшубандийского тариката, да осветится его сердце, они, то есть шейх Гази Мухаммад и Имам Шамиль снарядились, подготовились (в путь), и дошли до него (шейха). И взяли они оба у него тарикат и стали его преемниками в наставлении. А когда они возвратились от него, то начали наставлять людей религии и шариату, и в их ряды, вступили много горцев. Потом шейх Гази Мухаммад захотел прервать султанство (господство) Русской державы от Дагестанских городов и расширить Исламский круг. И начал он воевать с кафирами (неверующими) и встретился с ними с войском, которое насчитывало до восьми тысячи солдат, и дошли они до города «Тарки», и напали на русских которые проживали в укреплениях на горе Тарки, и умерло из их войска много людей из-за попадания огня в хранилище с порохом. А те, кто остались в живых, после этого пошли в Чечню, и из них (Чеченцев) много людей вступило под его повиновение, потом они дошли до Табасарана и дошли до Дербента и после некоторого времени возвратились они в Авар.
После этого, во второй раз, они отправились к крепости «Кизляр» и разграбили, напали на имущество неверных. Потом они также дошли до Чечни и встретились с русскими в селении «Баян». И погиб из их войска досточтимый шейх. После этого они возвратились в Авар и это было 1247 г..
После, русские осадили их в селении Гимры с войском во главе барона Рузина, и там Гази Мухаммадд стал шахидом, да смилуется над ним Аллах. Его друг Шейх Шамиль остался среди мёртвых живым, как это мы чуть позже расскажем, и это было 1248 в месяце «Джумад-уль-Ухра» после послеобеденного намаза в понедельник.
А когда его убили, они потащили его (Гази Мухаммада) тело, выбросили на гору тарки, высушили, сохранили на некоторое время и потом закопали. А во время имама Шамиля Афанди, он отправил человека выкопать его могилу, и привезли они его в Гимры и там похоронили, да будет доволен им Аллах. Это упомянул известный ученый Мухаммад Тахир аль-Карахи в книге «Барикат-уль-Суюф аль-Джабалийя»
Выявление шейха Гази Мухаммада было после падении Сурхай Хана, он призвал людей оживить шариат, и помочь религии. И он облегчил\расширил тем, кто после него, дорогу джихада, и значительно он стремился к очищении ложных следов и обычаев которые противоречат справедливому шариату. Он усердствовал даже разбить мощь правителей аваров, которые дружили с неверными и не следовали истине и шариату, которые выдвигали/опережали «Тагут» (Тагут - шайтан, также этот термин употребляют о том человеке который не судит по тому, что было ниспослано Всевышним) и «Адаты» (обычаи) в судебных разбирательствах нежели шариатского суда. И насчет этого он составил маленькую книжку, которую назвал: «Приведение доводов протяженности обычаев Дагестана», эту книгу похвалили ученые его времени, особенно его учитель Саид аль-Харакани.
В итоге: он был выдающимся учёным, превосходным в знаниях, сведущим, правдивым в религии Аллаха. Он воюющий на пути Аллаха ради возвышения речи Аллаха, стоящий на истине, повелевающий благим и отстраняющим от запретного, обновитель религии, превосходный муджтахид, не боялся (на пути Аллаха) упреков упрекающих, был правдивым во всех своих решениях и делах, не проявилось от него ничего, что противоречит Исламскому шариату, этому свидетельствуют ученые его века и те, которые пришли после него, и нет на нем вины/греха кроме того, что он хотел поломать мощь Дагестанских правителей особенно правителей «Аваров» которые дружили с кафирами и сеяли на земле порочность и губили плуг и потомство. Его осудил тот из ученых, кто его и осудил из-за упрямства, или из-за зависти, или же из-за высокомерия, или же из-за фанатичной любви к русским или ещё из-за каких-то других причин. И не обращают внимание на их слова после того, как дело Гази Мухаммада было выше земли, а их дела под (ниже) землей, да будет доволен им Аллах.
Когда они услышали о Шейхе Мухаммад аль-Яраги, шейхе Накшубандийского тариката, да осветится его сердце, они, то есть шейх Гази Мухаммад и Имам Шамиль снарядились, подготовились (в путь), и дошли до него (шейха). И взяли они оба у него тарикат и стали его преемниками в наставлении. А когда они возвратились от него, то начали наставлять людей религии и шариату, и в их ряды, вступили много горцев. Потом шейх Гази Мухаммад захотел прервать султанство (господство) Русской державы от Дагестанских городов и расширить Исламский круг. И начал он воевать с кафирами (неверующими) и встретился с ними с войском, которое насчитывало до восьми тысячи солдат, и дошли они до города «Тарки», и напали на русских которые проживали в укреплениях на горе Тарки, и умерло из их войска много людей из-за попадания огня в хранилище с порохом. А те, кто остались в живых, после этого пошли в Чечню, и из них (Чеченцев) много людей вступило под его повиновение, потом они дошли до Табасарана и дошли до Дербента и после некоторого времени возвратились они в Авар.
После этого, во второй раз, они отправились к крепости «Кизляр» и разграбили, напали на имущество неверных. Потом они также дошли до Чечни и встретились с русскими в селении «Баян». И погиб из их войска досточтимый шейх. После этого они возвратились в Авар и это было 1247 г..
После, русские осадили их в селении Гимры с войском во главе барона Рузина, и там Гази Мухаммадд стал шахидом, да смилуется над ним Аллах. Его друг Шейх Шамиль остался среди мёртвых живым, как это мы чуть позже расскажем, и это было 1248 в месяце «Джумад-уль-Ухра» после послеобеденного намаза в понедельник.
А когда его убили, они потащили его (Гази Мухаммада) тело, выбросили на гору тарки, высушили, сохранили на некоторое время и потом закопали. А во время имама Шамиля Афанди, он отправил человека выкопать его могилу, и привезли они его в Гимры и там похоронили, да будет доволен им Аллах. Это упомянул известный ученый Мухаммад Тахир аль-Карахи в книге «Барикат-уль-Суюф аль-Джабалийя»
Выявление шейха Гази Мухаммада было после падении Сурхай Хана, он призвал людей оживить шариат, и помочь религии. И он облегчил\расширил тем, кто после него, дорогу джихада, и значительно он стремился к очищении ложных следов и обычаев которые противоречат справедливому шариату. Он усердствовал даже разбить мощь правителей аваров, которые дружили с неверными и не следовали истине и шариату, которые выдвигали/опережали «Тагут» (Тагут - шайтан, также этот термин употребляют о том человеке который не судит по тому, что было ниспослано Всевышним) и «Адаты» (обычаи) в судебных разбирательствах нежели шариатского суда. И насчет этого он составил маленькую книжку, которую назвал: «Приведение доводов протяженности обычаев Дагестана», эту книгу похвалили ученые его времени, особенно его учитель Саид аль-Харакани.
В итоге: он был выдающимся учёным, превосходным в знаниях, сведущим, правдивым в религии Аллаха. Он воюющий на пути Аллаха ради возвышения речи Аллаха, стоящий на истине, повелевающий благим и отстраняющим от запретного, обновитель религии, превосходный муджтахид, не боялся (на пути Аллаха) упреков упрекающих, был правдивым во всех своих решениях и делах, не проявилось от него ничего, что противоречит Исламскому шариату, этому свидетельствуют ученые его века и те, которые пришли после него, и нет на нем вины/греха кроме того, что он хотел поломать мощь Дагестанских правителей особенно правителей «Аваров» которые дружили с кафирами и сеяли на земле порочность и губили плуг и потомство. Его осудил тот из ученых, кто его и осудил из-за упрямства, или из-за зависти, или же из-за высокомерия, или же из-за фанатичной любви к русским или ещё из-за каких-то других причин. И не обращают внимание на их слова после того, как дело Гази Мухаммада было выше земли, а их дела под (ниже) землей, да будет доволен им Аллах.