Россия является многонациональным государством. Культура народов России одна из самых многообразных в мире. На ее территории проживает более 190 народов, каждый из которых по отдельности обладает своей неповторимой культурой, и чем больше численность, тем заметнее вклад этого народа в культуру целой страны.
И есть у нас народы, весьма необычные, которых почти не осталось. Их традиции и язык находятся на грани уничтожения, но они продолжают существовать. Кто-то уже перебрался в города и надевает национальный костюм только на праздники, другие до сих пор живут в местах, куда можно добраться только с помощью вертолета.
Абазины
По данным последней переписи в России живут 43 341 представителей этого народа. Большая часть проживает в 13 аулах в Карачаево-Черкесии. Кто-то переезжает в соседние республики и города. Первое упоминание о них можно найти уже в V веке до нашей эры у греческого историка. Исповедуют ислам.
Во втором веке у них даже было собственное княжество, но народ не мог соперничать с мощными государствами и постоянно попадали под их влияния. После русско-кавказской войны в XIX веке стали частью России. Основное занятие этого народа — скотоводство, так как горные земли плохо возделываются. Также они разводят пчел и готовят из меда сладкий, одурманивающий напиток. Ласточка считается священной птицей, которая спасет человечество. Сейчас живут пользуясь многими благами цивилизации.
В России осталось всего 500 представителей этого народа. Зато на Аляске живут больше 15 тысяч человек. Изначально — это коренное население островов, которое со временем разъехалось и по соседним материкам. Сами себя называют «унанган». Сейчас живут на Командорских островах.
Впервые этот народ столкнулся с русскими в XVIII веке. Сначала туда поехали ученые-антропологи, а потом и моряки. С ними алеуты часто конфликтовали. Потом алеуты попали под влияние российско-американской компании, которые пытались заработать на добычи морских котиков, а потом на добыче золота. Алеутов привлекали к работе. Русские и американцы женились на местных девушках.
Сейчас алеуты добывают мех ценных животных, ловят птицу и рыбу, разводят ездовых собак и растят репу, редис и картофель. Скорее всего, скоро этот народ окончательно ассимилируется с русскими и другими народами, так как алеутскому языку не учат в школах.
Население традиционно исповедовало язычество: шаманы связывали людей с духами предков и помогали решать житейские проблемы. Также из-за влияния русских тут популярно православие. Сейчас народ пользуется благами цивилизации и живет в домах, построенных для них советской властью.
Бесермяне живут в Удмуртии, но на самом деле они, как и карелы являются финно-уграми. Сейчас численность народа колеблется около 2 тысяч человек. Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в котором можно услышать и более восточные влияния.
Религия народа — смесь нескольких верований. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.
Бессермяне занимаются земледелием. Сейчас остатки народа пытаются сохранить их традиции, отмечают национальные праздники.
Вепсы
По официальным данным, сейчас осталось чуть больше 6 тысяч вепсов. Большинство из них живут в Карелии и селе Шелтозеро. Также проживает на территории Ленинградской области.
До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил ее глава ? старейший мужчина. Его жена ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.
В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение. Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия — ткацкие станы, прялки, пяльцы и др. Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.
Сейчас осталось чуть больше 8 тысяч коряков. Знают русский, хотя и пытаются сохранить свои языки. Около трех тысяч говорят на местных наречиях. Исповедуют православие, но сохраняют и шаманские традиции. Исследование посёлка Атарган указывает на то, что местные племена коряков были знакомы с использованием металла задолго до прихода русских, а точнее, в последнее столетие первого тысячелетия.
Удивительно, но мифология коряков почти не отличается от мифологии индейцев Тихого океана. Некоторые религиозные события могли быть заимствованы, но в целом мифы обычно отражают состояние ума в течение длительного времени и даже самых отдалённых периодов.
Сходство между жизнью чукчей и коряков велико, хотя, характерные черты эскимосов, как правило, исчезают. Среди коряков и камчадалов количество элементов сходства с эскимосами постепенно уменьшалось, в то время как количество мифов, доказывающих обратное, увеличивалось. До сих пор большинство коряков живут без особых удобств, придерживаясь традиций. Молодежь постепенно уезжает в города и ассимилируется.
Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но из-за советской власти перешли на оседлый. Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.
Произведения устного народного творчества знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста. Профессиональных исполнителей фольклора у нганасанов нет, все общепризнанные сказители — это простые охотники, рыболовы и оленеводы. Предания рассказывают долгими вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе, специальных всенародных празднеств, на которых рассказчики делятся своими историями, как у уже упоминавшихся якутов или казахов, не было.
Популярны кайнгэймэкуми — состязания двух молодых людей, которые, сидя по обеим сторонам своей избранницы, сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.
Малочисленный народ, который живет в России и Японии. Первые следы его пребывания на этих территориях появились 10 тысяч лет назад. Сейчас численность народа постоянно падает, в последнюю перепись специалисты насчитали около 4 тысяч человек.
Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы.
Нихви большей частью занимаются рыбной ловлей.
Малочисленная финно-угорская народность из Псковской области. В России их живет всего 200 человек, а в соседней Эстонии около 10 тысяч. Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток этноса — некогда столь же самостоятельного, как и другие финно-угры.
Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии. Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами».
Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь. Сейчас народность мало чем отличается от обычных людей.
Проживают на территории Тофаларии в Иркутской области. Сегодня тофалары живут в основном в трёх организованных советской властью в 1920-1930-х годах населённых пунктах: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.
Начиная с конца XVII века и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.
Народ занимался охотой и оленеводством, вели полукочевой образ жизни. Но из-за советской власти им пришлось оставить кочевой образ жизни. Вместе с тем в деревнях появилась техника. Традиции были забыты и только в конце прошлого века их начали восстанавливать.
Сейчас их осталось всего около 3 тысяч. Большинство живут в Хабаровском крае. Корни этого народа уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории около 10 тысяч лет назад.
Новейшие генетические исследования доказывают, что предки ульчей уже жили в этом регионе 8 тысяч лет назад. В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков, в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. Только в середине XIX века ульчи стали подданными России.
Ульчи много рыбачат. Основным способом консервации улова было изготовление юколы — вяленой на ветру и солнце рыбы в виде тонких длинных пластинок. Люди вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2-5 домов.
Источник : https://gubdaily.ru/blog
Мадина Султанова