Как, известно, в современной школе родители и дети общаются только с учителем и представителями администрации. Но для того, чтобы процесс обучения и воспитания был более успешный и продуктивный, в современной школе еще есть психолог, социальный педагог, завуч по воспитательной работе. Часто родители даже не знают, что входит в их должностные обязанности и с какими вопросами они могут к ним обращаться за помощью.
Какая работа проводиться социальным педагогом, и какие у него обязанности, в своем интервью нам поведает Ашура Абдулаева – социальный педагог Шамилькалинской СОШ, победитель конкурса «Лучший социальный педагог года».
-Расскажите о себе. Как долго работаете?
- Родилась я в с.Унцукуль, там же пошла в школу. Окончив Унцукульскую СОШ №1 на золотую медаль поступила в Дагестанский Государственный Университет на социальный факультет, который также окончила на отлично. По окончании учебы я устроилась на работу на "Станцию детско-юношеского туризма и экскурсий"- методистом. Проработав там несколько лет, устроилась на работу в Шамилькалинскую СОШ непосредственно по своей специальности.
-Почему Вы выбрали именно эту профессию?
- Сказать, что я конкретно выбирала именно эту профессию, я не могу. Такая профессия на рынке труда появилась только в 2000 году, и никто толком не понимал что это такое, что за профессия . Ну как психологи в то время, хотя в их случае хоть более или менее было понятно людям . А социальная педагогика вообще на тот момент как специальность, людям была не знакома . Но по воле судьбы я поступила именно на это факультет, и никак не сожалению об этом.
В последующем устроившись в школу, у меня коллеги даже интересовались что это за работа, так как специфика моей работы была не всем известна. Но со временем всем все стало понятно.
-Довольны ли Вы своим выбором?
- В принципе да, довольна, работа нравится. Бывают, конечно, в работе и отрицательные моменты, но это меня не пугает.
-Нужны ли какие – то особые качества и навыки человеку, который хочет стать специалистом в этой области?
- Да, безусловно, очень даже нужно. Такими же качествами, которыми должны обладать и педагог и психолог, должен обладать и социальный педагог. Он должен уметь в первую очередь общаться с детьми, быть коммуникабельным, должен устанавливать контакты с детьми. Если контакт с детьми, их родителями и учителями не установлен, то и работать тоже невозможно.
-Что самое интересное в вашей работе?
-Самое интересное- это наверное, сама работа с детьми. Непосредственно, например, когда я веду занятия, а занятия бывают на разные темы, я стараюсь затрагивать такие вопросы , которые более или менее интересны детям . Как например темы про наркотики и их вреде, правонарушения и т.д. Во время таких занятий происходит своеобразный взаимообмен информации. Это конечно интересно. Также про профессии тоже бывает интересно детям послушать. Про выбор профессии, как жить дальше, как добиваться каких- то целей в жизни и многое другое.
-В чем состоит Ваша работа?
- Контингент детей разный. Это и дети из малообеспеченных семей, и дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. А еще есть дети – трудные подростки, которые пропускают уроки, плохо учатся, проступки какие -то могут быть в школе у них. Как у них с посещаемостью в школе, как они на уроках себя ведут, как они усваивают образовательную программу, прослеживать как дети ведут себя в школе вообще и насколько им комфортно в ней,- вот с такими именно детьми я и работаю. Кроме того, и с родителями непосредственно надо общаться, посещать на дому, вести беседы.
-Какие профессиональные достижения Вы считаете самыми главными?
- Благодарность детей и их родителей -самое главное достижение я считаю для педагога вообще , не только для социального. Когда родители ценят мой труд и идут на контакт – вот высшее достижение.
-Как влияют Ваши воспитанники на Вас?
- Очень хорошо влияют. Как говорилось мною ранее, во время бесед с ними у нас происходит взаимный обмен информации , ведь самое главное при работе с детьми -иметь тесный контакт с ними.
-Находите понимание со стороны родителей и детей?
- В начале конечно родители не особо понимали в чем суть моей работы . Я приступив к своим обязанностям к примеру, начала работу с того , что составила список трудных детей и посетила семью, посредством прихода к ним домой . Это было как-то непонятно некоторым родителям в силу того, что они не были осведомлены моей деятельностью и такое не практиковалось ранее. Но со временем ознакомившись с моей работой поближе, я нашла понимание с их стороны.
-Каковы будут Ваши пожелания?
- Есть такая поговорка –«один в поле не воин». Какие бы проблемы в школе у ребенка не были, один человек их решать не может. Ученики, родители, учителя и др. работники школы должны работать во взаимосвязи. Если этой взаимосвязи нет, то и работа не получится. Взаимосвязь-вот мое пожелание.
-Ашура Магомаалиевна, благодарим Вас за содержательную беседу. Пользуясь случаем, хотим Вас поздравить с вашим профессиональным праздником – Международным днем социального педагога, и пожелать Вам успехов в работе, реализации новых идей и проектов!